скрыть общую навигацию по сайту

"Дао физики" Капра, Фритьоф.

 Е.Н. Ивахненко

 

(Капра, Фритьоф. Дао физики /пер. с англ. П.Л. Гроховского. – СПб.: "ОРИС", "ЯНА-ПРИНТ". 1994. – 302 с.)

 

Книга "Дао физики" (1976), написанная австрийским физиком-теоретиком Фритьофом Капрой, за тридцать лет распространилась по миру миллионными тиражами. Она переведена практически на все европейские и азиатские языки, а в начале 90-х гг. нашла своего массового читателя в России. Ее положения по сей день активно обсуждаются на страницах научно-популярных изданий и интернет-форумов - эзотерических, медитационных, синергетических, атеистических, историко-научных. Оценочные суждения о ДФ самые противоположные: от полного неприятия как образчика эзотерической, теософской литературы до восторженных отзывов со стороны специалистов из различных областей знания - религиоведов, востоковедов, физиков, философов и др. Своеобразным признанием заслуг самого Ф. Капры стало присвоение ему степени доктора философии в Венском университете.

Книга состоит из 18-ти глав и эпилога. Основная авторская идея заключена в исследовании параллелей между эпистемологическими основаниями современной физики (биологии, психологии и др. наук) и мистическими религиозными учениями – индуизмом, буддизмом и даосизмом. Современная физика, по его мнению, предлагает нам тип мировосприятия, во многом схожий с интуитивно-созерцательным подходом, характерным для духовных и философских учений Востока. Основу аргументации Капры составляют положения восточных учений, авторитетные высказывания творцов квантовой теории (Бора, Оппенгеймера, Гейзенберга), интерпретации исследователей Восточных культов (Судзуки) .

С позиций восточных учений, Капра пытается дать ответы на основные эпистемологические проблемы, которые возникли в рамках неклассической научной рациональности ХХ века. Приведем некоторые из них.

- Так же как в современной квантовой электродинамике, в учениях Востока все предметы обладают текучим и изменчивым характером. И то и другое не принимают классическое представление о том, что мир можно разложить на самостоятельные, не зависящие друг от друга части. Кроме того, практически во всех восточных учениях проводится актуальная для современного научного мировоззрения мысль о том, что мир состоит не из вещей, а из процессов. Приоритет современного целостного видения мира подкрепляется в ДФ положениями индуистов ("Брахман"), буддистов ("Дхармакайя" или "Татхата" - "таковость") и даосов - "Дао".

- Капра сближает отказ современной науки от классических идеалов достижения конечного и исчерпывающего знания о мире с традиционным даоским недоверием к аналитическому мышлению. В предложенном измерении знание остается в значительной мере в сфере иррационального и интуитивного. Так же, как "человеческий рассудок не может постичь Дао", нельзя рассудочным способом постичь большинство из описываемых в современной физике теорий и квантовых эффектов.

- Выдвижение в восточных учениях на первый план единства объекта и субъекта, по мнению Капры, сближает Восток и современные естественно-научных исследования в области квантовых явлений, где также нельзя избавиться от наблюдателя.

- Релевантность выводов и положений современной физики и восточных философий подкрепляется парадоксальностью как фундаментальным онтологическим свойством в равной степени присущим как устройству самого мира, так и человеческому сознанию.

Отдельные научные понятия, которые трудно поддаются раскрытию в терминах общеупотребительного языка, объясняются Капрой в терминах учений восточных мистиков. Он полагает, например, что одни и те же представления о материи для мистика – это образ космического танца бога Шивы, а для современного физика - определенный аспект квантово-полевой теории. В этом же ряду проводятся параллели: физического вакуума - с Пустотой; образа периодически расширяющейся и сокращающейся Вселенной – с трактовками мирообразования в древней индийской мифологии; квантово-волнового дуализма – с индийскими понятиями "нада" и "бинду"; искривленного пространства - с "волосами Шивы"; гипотезы бутстрапа (от англ. bootstrap – шнуровка) в андронной физике – с притчей о нитке жемчуга Индры из Махаяны ("первой бутстрап-моделью, порожденной вопрошающим человеческим разумом за 2500 лет до начала ядерной физики") и т.д.

Современное знание о мире, по Капре, все больше переходит в сферу парадоксального и интуитивного: оно синтетичное и интровертное, холистическое и антиредукционистское. С одной стороны, наука все дальше уходит от эпистемологических идеалов классической эпохи, с другой – все больше сближается с образами восточных духовных учений. В силу этого знание о мире, построенное на достижениях современной физики, сравнивается Капрой с поэзией - "это поэзия, и в то же время - наука".

Книга "ДФ" нашла своего массового читателя на фоне возрастающей в мире во второй половине ХХ века популярности эзотерических и теософских текстов. Этот процесс мощно подпитывается и со стороны современных интерпретаторов восточных учений. Наука в ХХ столетии лишь частично сохранила за собой выполнение той задачи, которая ей предписывалась в эпоху Просвещения, когда последние ее достижения становились, одновременно, аргументом критики религиозного мистицизма и утверждения торжества рационального мышления. Современная наука не только расширила фронт необъяснимого, она еще существенно усложнилась, полностью перешла на математический язык описания. В глазах тех, кто не обладает специальными знаниями, она все больше становится закрытой и непрозрачной областью, доступ к которой имеют лишь те немногие, кто получил специальное образование. ДФ – книга, написанная доступным для широкого читателя языком. В ней практически не используется математический аппарат и сложная научная терминология. Автор предпринимает попытку осуществить движение в противоположном направлении – передать достижения современной науки, используя инструменты и язык популярного изложения восточных религиозных учений. В книге также обнаруживается критика тех рационалистических установок мышления, которые активно используются в современных мировоззренческих интерпретациях достижений Европейской науки. Книга Капры пополнила список многотиражных изданий, имеющих лишь отдаленное отношение к современному научному знанию. Это - одна из блестящих и виртуозно выполненных религиозно-мистических интерпретаций достижений современной науки.