скрыть общую навигацию по сайту

Курс философии

Программа курса философии для нефилософских специальностей 

 2010-2011 уч. год  (скачать)

 

Планы семинарских занятий по философии   2010-2011уч. г. Ассист. Шаповалова О.В.  (скачать)

 

Планы семинарских занятий по философии 2010-2011уч. г.   Ассист.   Карелин В.М. (скачать)

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Программа курса для студентов нефилософских специальностей.

Составитель Е.Н. Ивахненко.

 

 

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры социальной философии

29 августа 2010 г., протокол № 1.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс рассчитан на студентов нефилософских специальностей Российского государственного гуманитарного университета. Задача учебного курса - ввести студентов в проблематику современного философского знания, познакомить с основными понятиями и языком дисциплины. В курсе рассматриваются следующие разделы философии – онтология и эпистемология, социальная философия, философская антропология, философия науки.

В предлагаемый для изучения список литературы внесены как зарекомендовавшие себя книги и учебники прошлых лет, так и издания, опубликованные в России в течение последних 2-3 лет. Это – учебные пособия, монографии и статьи по современным проблемам философии. При этом часть изданий была впервые переведена на русский язык. Возможно, список литературы покажется избыточным, но, тем не менее, составитель настоящей программы посчитал необходимым предложить студенту широкий выбор литературы для самостоятельной подготовки.

Составитель стремился учесть и многолетний опыт, который убеждает, что на лекционных и практических занятиях со студентами необходимо отказаться от стремления охватить непременно все вопросы курса. В пределах отведенных учебным планом аудиторных часов (32 ч.) необходимо сосредоточиться на наиболее важных для понимания проблемах философского знания. Но здесь необходимо учесть и обратную связь. Студенты, осваивающие вузовский курс философии, нуждаются также и в консультативной помощи по проблемам, не нашедшим полного освещения на лекциях и семинарах. Полагаю, что программа позволит студенту найти нужную литературу и обратить внимание на важнейшие аспекты изучаемого предмета.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекциям, практическим занятиям, организации самостоятельной работы. Проверка знаний по курсу проводится с помощью контрольных заданий. В целях успешного изучения курса и развития навыков самостоятельной работы студентам предлагается тематика контрольных заданий, рефератов, список основной и дополнительной литературы к курсу.

 

Для успешного усвоения курса необходимо:

 

1. Изучить основную литературу.

2. Знать основные проблемы каждой темы.

3. Выполнить предлагаемые контрольные задания.

4. Активно участвовать в обсуждении тем курса на семинарах.

5. Выступить с докладом по одной из предложенных тем.

6. Поощряется написание студентами эссе и рефератов с использованием оригинальных (авторских) философских текстов (См. темы рефератов и список рекомендованной литературы).

 

 

Примерный тематический план курса

 

1. Что такое философия 2 ч.

2. Эпохи развития философии 2 ч.

3. Онтология 2 ч.

4. Теория познания 4 ч. (2 лекц. + 2 сем)

5. Социальная философия 4 ч. (2 лекц. + 2 сем)

6. Философская антропология 4 ч. (2 лекц. + 2 сем)

7. Философия истории 2 ч.

8. Философия культуры 2 ч.

9. Философия экономики 2 ч.

10.Философия науки и техники 4 ч. (2 лекц. + 2 сем)

11. Политическая философия 2 ч.

12.Философия права 2 ч.

 

Итого: 32 часа. (24 лекц. + 8 сем)

Для успешного усвоения курса необходимо:

 

1. Изучить основную литературу.

2. Знать основные проблемы каждой темы.

3. Выполнить предлагаемые контрольные задания.

4. Активно участвовать в обсуждении тем курса на семинарах.

5. Выступить с докладом по одной из предложенных тем.

6. Поощряется написание студентами эссе и рефератов с использованием оригинальных (авторских) философских текстов (См. темы рефератов и список рекомендованной литературы).

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ОНТОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

 

Структура философского знания

 

Предмет и структура философии. Онтология и эпистемология как разделы философии. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Природа и специфика философских проблем.

Философия: теория и метод. Исторические формы философствования. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности. Эвристическая и методологическая функции философии. Рационализм, эмпиризм, критицизм как методологические принципы. Философия и естествознание. Философия и гуманитарное знание.

 

Бытие: сущее и существование

 

Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Проблемы бытия в истории мысли.

Бытие и сущее. Категория бытия. Специфика философских категорий. бытие, материя, сознание, единичное, особенное и общее, количество и качество, содержание и форма, возможность и действительность, необходимость и случайность, сущность и явление.

 

Материя, пространство, время, движение

 

Материя. Исторические типы философского определения материи. Философское и естественнонаучное понятия материи. Проблема единства и многообразия материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи.

Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Направление времени. Бесконечность временная и пространственная.

Движение. Понятие о движении и развитии, устойчивости и неустойчивости, прогрессе и регрессе. Формы движения материи.

Принцип детерминизма. Понятие детерминизма. Категории причины и следствия. Необходимость, случайность, вероятность, целесообразность. Закон как выражение необходимости. Детерминизм и проблема свободы.

 

Философское понимание природы

 

 

Природа и различные формы ее организации. Природа неживая (основной закон — возрастание энтропии, деструкция) и живая (уменьшение энтропии, развитие). Проблема происхождения жизни и сознания. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятие "очеловеченной природы". Идея "господства над природой" и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

 

Сознание

 

Основные концепции сознания. Феномен сознания. Сознание как высшая форма отражения. Теория отражения. Социоэволюционная (культурно-историческая) и информационная теории сознания. Роль труда в генезисе сознания. Генезис сознания как непрерывная цепь актов опредмечивания и распредмечивания. Сознание и мозг. Сознание и деятельность.

Сознание и психика. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психофизиологическая проблема сознания. Сознание и самосознание. Бессознательное как психический феномен. Энергетика и структура бессознательного (3. Фрейд); "архетипы бессознательно-го" (К. Юнг). Понятие о социальной психике.

Структура сознания. Когнитивно-информационные процессы. Виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Мыслительные процессы (языко-речевые, образно-наглядные, понятийно-логические). Образное и понятийное мышление. Интуиция, воображение, творчество.

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

Сознание и личность. Индивидуально-личностные детерминанты сознания: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, мотивации. Сознание и понимание. Сознание как познавательная деятельность. Интерсубъективная, диалогическая и игровая природа сознания.

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

 

Познание

 

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. По-знание как "отражение" - познание как "конструирование" действительности. По-знание научное и художественное. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Интуитивное и дискурсивное по-знание. Этапы познания и уровни знания.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Человек как субъект познания: проблема интерсубъективности. Объект как "данность" и объект как "конструкция". Объекты материальные и идеальные. Проблема обоснования знания.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития: теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когеренции). Истина — субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Принцип конкретности истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Истина и ценность.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Рекомендуемые учебники:

 

Философия. Учебник. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. М.: АСТ, 2007. (Основной учебник)

Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. –М.: Гардарики, 2001.

 

Справочная

Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. М.: Мысль, 2001.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. Под ред. О.Хеффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. М.: Культурная революция, 2008.

Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

Человек: философско-энциклопедический словарь. М., Наука, 2000.

Дополнительная

Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.

Губин В.Д. Основы философии. М.: Форум-Инфра-М, 2005.

Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по истории философии истории. Курс лекций. М.: РГГУ. 2007.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М: Гардарики, 2000.

Доброхотов А. Л. Введение в философию (http://www.philosophy.ru/edu/ref/dobr/)

История философии: Запад – Россия – Восток. Т. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М.: “Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 1996-1998.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. Учебник. М., Ключ-С, 1998.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.

Малахов В.П. Философия права. Екатеринбург: УрГУ, 2002.

Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб, Лань, 1997.

Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: Канон, 2007;

Путь в философию. Антология. М.: Университетская книга 2001.

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск: НГУ, 1997. 

Сербиненко ВВ. Русская религиозная метафизика: Курс лек­ций. М.: РОУ, 1996.

Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс-Культура, 1994.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. М.: Канон+, 2006.

Ясперс К.  Смысл и назначение истории.  М.: Политиздат, 1991.

 

Рекомендуемые для самостоятельной работы философские журналы:

   1. «Вопросы философии»

   2. «Вестник Московского университета». Серия «Философия».

   4. «Философские науки»

   6. «Человек»

   7. «Эпистемология и философия науки»

 

Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:

Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

Библиотека сайта http://www.philosophy.ru

Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

Электронная философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html

Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

Философская библиотека Средневековья  http://antology.rchgi.spb.ru/index.html

Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

 

Информационное и материально-техническое обеспечение образовательной программы

 Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по философии. Это необходимо для самостоятельной работы с источниками, подготовки к семинарам и написанию реферата.

  Минимально необходимый для реализации программы  перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет.

При использовании электронных изданий факультет должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Предмет социальной философии. Социальная философия в системе философского знания. Социальная философия и современное гуманитарное знание. Социальная философия и теоретическая социология. Всеобщность социально-философского анализа. Социальная философия и идеология.

Проблемы антропосоциогенеза. Происхождение человека как современная проблема науки. Онто- и филогенез, соотношение наследуемой и приобретаемой информации. "Закон ненаследования приобретенных свойств" и проблема биологического становления homo sapiens.

Проблема происхождения языка. Звуковое общение высших животных и звуковое общение первобытного человека. Речь и жест. Миф и ритуал как синкретические формы духовной жизни первобытного общества.

Предметно-преобразующая деятльность человека и общества. Поведение, общение — основные функции человеческой активности. Типы и стимулы деятельности. Труд, общение, речь — основные факторы антропосоциогенеза. Возникновение и структура орудийной деятельности. Труд и становление неравенства. Практика. Структура жизненного опыта человека.

Социальная онтология. Понятие общества. Системность социальной реальности. Представление о больших системах применительно к обществу. Целостность и системность социума. Понятие о цивилизации как типе общественного по-рядка.

Социальное бытие, пространство и время. Понятие социального пространства и его структуры. Развитие социального пространства как условие и результат развития цивилизации. Географический детерминизм. Техносфера и техногенез. Понятие ноосферы.

Представление о необратимости социального времени. Понятие социально-го времени и его мерность. Понятие "осевого времени" (К. Ясперс).

Человек, субъект, личность и индивид в системе социальных связей. Индивид, личность и индивидуальность. Идея персональности и традиция персонализма. Свобода и ответственность личности в обществе. Проблема деятельной сущности человека.

Социальные отношения. Понятие социальных отношений и их типология. Фундаментальные социальные отношения: власть, собственность, равенство, иерархия и др. Отношения социальной дифференциации и интеграции.

Понятие коммуникации. Исторические типы общественной коммуникации. Эволюция средств коммуникации: устное, письменное, печатное и машинно-компьютерное слово. Личные, массовые и специальные коммуникации, их роль в разные периоды жизни человека и человечества. Средства массовой коммуникации в современном обществе.

Социальная деятельность. Понятия освоения и отчуждения. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Деятельность и труд.

Понятие социальной общности. Социальные общности и социальные объединения. Представление о социальном институте. Структура и функции социального института. Личность, общество, государство. Типы, формы, функции государства. Авторитаризм и демократия. Анархизм и его формы. Роль личности и государства в развитии общества.

Социально-экономические классы и социальная стратификация. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе. Марксистское понимание социально-классовой структуры общества: Эксплуатация и разделение труда. Классовая борьба и классовое сотрудничество. Собственность на средства, производства. Определение класса в марксизме. Исторические формы социально-классовых общностей. Представление о кастах и сословиях. Понятие социальной стратификации. Концепции "творческого меньшинства" и "правящего меньшинства". Теория элит.

Понятие этнических общностей. Этнос и окружающая среда. Проблема этнической дифференциации. Род и племя — формы доцивилизационных этносов. Народность в традиционных цивилизованных обществах. Нация — новоевропейская форма этнической общности. Связь становления нации с буржуазными экономическими отношениями. Роль государства в становлении народностей и наций.

Модели социальной реальности. Натурализм и бихевиоризм. Эвристические возможности биологического объяснения применительно к социальным явлениям. Социал-дарвинизм. Применение принципов борьбы за существование, естественного отбора и сотрудничества в исследовании биологического сообщества и в познании человеческого общества. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины. Проблема целенаправленного воздействия на эволюцию человеческого вида. Натуралистическая модель социальной реальности и социобиология. Идеи социального организма и социального механизма. Границы детерминистического объяснения общественных явлений.

Социальное понимание и социальное объяснение. Герменевтика как метод понимания. Логическая структура социального познания. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта.

Социальная эволюция и социальная революция. Социальный кризис. Теория катастроф и перестроек. Проблема социально-философского осмысления войны. Понятие историзма, его основные черты, место и роль в социальном познании.

 

Философия истории

 

Предмет философии истории. Философия истории и социальная философия. Мир как данность и мир как становление. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема направленности мирового исторического процесса. Знание о будущем общества: однозначно определенное знание и знание о системах, допускающих многообразие сценариев. Смысл истории и подходы к его интерпретации.

Главное и второстепенное в истории. Принципы субординации исторических фактов. Философия истории и футурология. Проблема достоверности познания исторической реальности.

Историософия XX века (А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс, П. Сорокин, К. Поппер, Дж. Коллингвуд, Л.П. Карсавин, Х.Уайт, Ф.Анкерсмит и др.)

 

Место истории человечества в истории жизни на Земле. Биологические и космические предпосылки возникновения человека. Философский смысл перво-бытности.

Становление цивилизации. Традиционное общество. Понятия присваивающего хозяйства и производящего хозяйства. Проблема "неолитической революции". Протогосударство и его основные черты. Формирование публичной власти. Легитимизация публичной власти и формирование института права. Ранние синкретические формы идеологии. Развитие социального института образования. Становление религии и конституирование церкви как социального института.

Человек в информационно-техническом мире. Информационная революция и становление информационного общества. Возникновение машинно-компьютерного слова. Становление индустриальных и постиндустриальных форм духовного производства. Общество массового потребления. Современный экстремизм и терроризм: возможность возрождения тоталитарных тенденций в либерально-демократических государствах.

Экология и глобальные проблемы человечества. Человечество перед лицом глобальных проблем. Эволюция отношений между развитыми и развивающимися странами. Понятие мирового сообщества. Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта в современном мире. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Представление о единстве исторического процесса.

Проблема "конца истории". Теории цивилизационного финализма, циклизма и катастрофизма.

 

Философия культуры

 

Современные подходы к определению понятия "культура".

Основные этапы и направления развития философии культуры. Проблема куль-туры в философии Просвещения: естественное и искусственное в обществе, про-грамма культивирования разума, культурно-исторический прогресс. Проблема культуры в немецкой классической философии: концепция природы и свободы; особенное и всеобщее в культуре; романтическая философия культуры. Проблема культуры в "философии жизни". Марксистская (деятельностная) теория культуры.

Основные направления развития культуры в XX веке. Эволюционная теория культуры. Экзистенциалистские концепции культуры. Метод "идеальных типов" философии культуры. Психоаналитическая философия культуры. функционалистская теория культуры. Герменевтический метод философии культуры. Проблема языка и языковой картины мира в философии культуры.

Современные проблемы философии культуры. Культура как форма (и способ) информационно-семиотического бытия человека и общества (социума). Типология знаковых систем культуры. Развитие знаковых систем в социальном бытие как культурно-исторический процесс.

Культура как сложная развивающаяся система. Культурная форма как базовый элемент культуры. Типология культурных форм. Когнитивные, ценностные и регулятивные парадигмы как системообразующие культурные формы.

Основные сферы культуры (духовная, социальная, технологическая). Культурные сценарии деятельности (мышления, общения, труда, учебы, игры) как способ функционирования культуры.

Проблема единства и многообразия культуры в философии. Культурные универсалии. Социокультурные миры и их типология. Постмодернизм в культуре.

Культура и цивилизация. Основные подходы к определению понятия "цивилизация". Проблема соотношения культуры и цивилизации в философии. Многообразие форм цивилизации. Основные теории "локальных цивилизаций" (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Формационная концепция развития цивилизации.

Информационно-технологическая цивилизация как перспектива развития человечества. Пути решения современных проблем культуры и цивилизации.

 

ЛИТЕРАТУРА

по разделу "Социальная философия"

 

Барулин B.C. Социальная философия. М., 1999.

Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. –М.: Гардарики, 2001.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1999.

Марков Б.В., Пигров К.С. Философия. СПб., 1996.

Очерки социальной философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.,1994.

Социальная философия: Хрестоматия (Составители: Г.С. Арефьева и др.). М., 1994. Ч. 1,2.

  

 

Краткая философская энциклопедия / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский и др. М., 1994.

Современная западная социология: Словарь. М., 1991.

Философская энциклопедия. М., 1961 - 1971. T.I - 5.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип// Проблема человека в современной философии. М., 1969.

Бахтин М. М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1989.

Beбер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати. М., 1994.

Геде А. Постистория?// Общество и культура: проблемы множественности культур. М.,1988.

Геллнер Э. Мифы нации и класса// Путь. 1992. № 1.

Глобальный эволюционизм: философский анализ. М., 1994.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь. 1993. № 3.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1981.

Зиммель Г. Как возможно общество?//Избранное. М., 1996. Т.2.

Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии// Из-бранное. М., 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Философия труда// Избранное. М.,1995. Т.2.

Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования// Избранное. М., 1996. Т.2.

Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технократическая волна на Западе. М.,1986.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Ключевский В. О. Методология русской истории // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 4.

Маркс К. Предисловие к "Критике политической экономии"// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.46. Ч.1.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. № 3, 4.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// Thesis. 1993. № 1. Вып. 2.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2т. М., 1992.

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве// Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби A. Постижение истории. М., 1991.

Философия и методология истории / Сб. ст. (Пер. с англ., нем., фр.). М., 1977.

Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Фукияма Ф. Конец истории?//Вопросы философии. 1990. № 3.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. T.I.

Шютщ А. Формирование понятия и теории в общественных науках// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

Элиаде И. Космос и история. М., 1987.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истори. М., 1991.

 

 

Философия культуры

Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1999.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997.

Новый философский словарь. М., 2001.

Философия культуры /Под ред. М.С. Кагана СПб, 1998.

 

 

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

Философская антропология в структуре знания. Антропологическая парадигма в философии. Биология и антропология. Археология, этнография и антропология. Психоанализ и антропология. Негативная антропология.

Предмет антропологии. Человек как творец и творение культуры. Человек и история. Биосоциальная природа человека. Происхождение человека, его место и специфика в ряду живых существ,

Человеческое бытие. Современные подходы к оценке человеческого измерения: космический, биомедицинский, контурный, познавательно-психологический, экзистенциальный, эссенциальный, темпоральный, футурологический. Воля и разум, проблема желания. Телесность как феномен культуры. Концепции сексуальности. Любовь и ненависть. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Коммуникативные структуры и пространства повседневности. Идентификация, проблема "Я". Отчуждение, проблема "другого". Социальная дифференциация и поис-ки духовного единства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

по разделу "Философская антропология"

 

Августин. Исповедь. М., 1991.

Аристотель. О душе // Собр. соч.: В 4 т. 1975. Т. 1.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. 1992.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Гегель. Феноменология духа. СПб., 1992.

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.

Шелер М. Положение человека в космосе/ Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1994.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

Франк С.Л. Смысл жизни/Духовные основы общества. М., 1993.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.

Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992.

.

Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1965.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию// Избранные сочинения М., 1991.

 

***

Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

Чечулин А.В. Негативная антропология. СПб., 1999.

Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

Философско-энциклопедический словарь "Человек". М., 1999.

 

 

 

РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Основные исторические типы отношения философии и науки. Статус философии науки. Проблема демаркации научного и ненаучного знания. Наука и методология науки. Базовые понятия современной философии науки.

Научное знание. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания. Эмпирическое и теоретическое знание в различных науках. Особенности языка науки. Символ и символизация в науке. Взаимодействие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное познание и личностное знание. Научная интуиция.

Конвенционализм в науке. Наука как набор эффективных правил и соглашений. Тезис Дюгема-Куайна.

Методы научного познания. Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии науки. Проблема сциентизма и антисциентизма. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

 

Общие закономерности возникновения и развития науки

Донаучное и научное знание. Классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Вопрос о "начале" и "конце" науки.

Научные революции и научные парадигмы. Типы научных революций. "Нормальная наука", "парадигмы", "сдвиг парадигм" (по Т. Куну). Консерватизм науки. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Взаимосвязь научных и технических революций.

Общие закономерности развития научного знания. Преемственность научных знаний, взаимодействие наук и их методов, интеграция и дифференциация, теоретизация и математизация наук. Неравномерность развития различных научных областей и дисциплин. Проблема классификации наук. Взаимодействие наук как фактор их развития. Теоретическое знание как интегрирующий фактор в развитии науки. Структура теоретического знания.

 

Логико-гносеологические и аксиологические проблемы нау-ки

 

Проблема теоретизации. Соотношение теоретических и эмпирических исследований в развитии науки. Гипотеза, вспомогательная гипотеза (ad hoc), инструментальная гипотеза, критический эксперимент. Описательные и теоретические дисциплины. Особенности исторических дисциплин. Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории. Феноменологические и объясняющие теории. Генетические и систематические теории.

Научная эвристика и прогнозирование в науке. Эмпирические и теоретические описания. Описание и реконструкция. Положительная эвристика (И. Лакатос). Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современной цивилизации.

Математизация и компьютеризация современной науки. Логико-гносеологическая модель знания и концепция логического атомизма. (Л. Витгенштейн, Р. Карнап). Роль математического моделирования в современной науке. Компьютеризация как основа новых информационных технологий.

Проблема истины в научном познании. Понятие истины в современной науке. Концепции истины: корреспондентская, когерентная и прагматическая. Принципы верификации и фальсификации. Понятие корроборативности (corroboration), фаллибилизма и конвенциональности истины (К. Поппер). Эстетические и эвристический критерии и критерий простоты в выборе теорий. Современные модели эволюции научного знания и критерии научного прогресса. Понятие "неявного знания" (М. Полани).

Проблема единства науки. Многообразие научных дисциплин и связей между ними. Синергетика. Общее и особенное в развитии науки. Научные картины мира и их значение. Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос).

Аксиологический аспект философии науки. Результаты научной деятельности и моральная ответственность ученых. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Идеология и наука. Пропагандистский фактор в развитии научных теорий. "Научный анархизм" П. Фейерабенда. Благо науки и возможные катастрофические последствия ее развития. Исторический и антропный фактор в современной научной картине мира. Глобализация современной науки.

 

 

Мировоззренческие проблемы развития науки и техники в начале XXI века

 

Наука классическая и неклассическая. Изменения в представлениях о при-чинности. Осознание значимости статистических законов и разработка вероятностных процедур исследования, объяснения, предсказания.

Новые исследовательские программы. Кибернетика, искусственный интеллект, информационные технологии. Системная методология. Комплексные исследования и размывание предметных границ. Синергетика. Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры научного мышления.

Особенности стиля мышления в науке и инженерной деятельности в XX веке. Изменения в социальном положении науки и техники. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития инженерной деятельности.

Смена ценностных ориентации и проблема гуманизации науки и техники. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Становление философии науки и философии техники как сложившихся областей философских исследований.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

по разделу "Философия науки"

 

Образ науки

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика: Статьи, выступления. М., 1974.

Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М., 1983.

Наука и культура. М., 1984.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Современная западная социология науки. М., 1988.

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Швырев B.C. Анализ научного познания. М., 1988.

Штофф В.А. Проблемы методология научного познания. М., 1978.

 

Общие закономерности возникновения и развития науки

 

Ахутин В. А. Понятие "природы" в античности и в Новое время. М.,1988.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959.

Витгенштейн Л. Философские работы (часть I). M., 1994.

Витгенштейн Л. Философские работы (часть II, книга 1). М., 1994.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Григорьян А.Т., Фрадлин Б.Н. История механики твердого тела. М., 1982.

Касавин И. Т. Теория познания в плену анархии: Критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. М., 1987.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К. Р. Нищета историцизма. М., 1993.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Современная западная социология науки. М., 1988.

Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988.

Степин В. С. Современный позитивизм и частные науки. Минск, 1963.

Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Степин В.С. Теоретическое познание. М., 2000.

Степин В.С., Торохов В.Г., Розов М.А. Философия науки техники. М., 1996.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981.

 

Логико-гносеологические и аксиологические проблемы науки

 

Алексеев Б. Т. Философские проблемы формализации знания. Л., 1981.

Аристотель. Риторика// Античные риторики. М., 1978.

Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993.

Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Бердяев Н.А. Дух и машина// Судьба России. М., 1990.

Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М., 1987.

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.

Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков, М., 1993.

Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985.

Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени// Сочинения. М., 1994. Т. 1.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. Статьи, выступления. М., 1974.

Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. М., 1971.

Кузнецов Б. Г. Идеалы современной науки. М., 1983.

Кун Т. Структура научных революции. М., 1977.

Лазар М.Г. Этика науки. Л., 1985.

Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. М., 1979.

Полани М. Личностное знание: На нуги к посткритической философии. М., 1985.

Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К. Р. Нищета историцизма. М., 1993.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.,1986.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Современная западная социология науки. М., 1988.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Фролов И. Г, Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981.

Швырев В.А. Анализ научного познания. М., 1988.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

 

Мировоззренческие итоги развития науки в XX веке

 

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М., 1983.

Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. М., 1979.

Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. М., 1982.

Пригожин И.., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 199).

Философия и методология науки: В 2 ч. М.,1994.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

Онтология и эпистемология

 

1. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.

2. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.

3. Природа философских категорий. Категории как ступени познания.

4. Философская проблема единства мира.

5. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность.

6. Пространство и время. Эволюция представлений.

7. Направление времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное.

8. Диалектика форм движения материи.

9. Понятие движения и покоя, прогресса и регресса.

10. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и следствия.

11. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной.

12. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

13. Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенеза.

14. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

15. Сознание как высшая форма отражения действительности.

16. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания.

17. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного.

18. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания.

19. Чувственное и рациональное в познании. Познание как "отражение" и познание как "конструирование" действительности.

20. Истина как цель познания. Проблема истины в современном философском знании.

 

Социальная философия

 

1. Предмет социальной философии в системе современного философского знания.

2. Социальная философия и теоретическая социология.

3. Понятие о больших системах применительно к обществу.

4. Понятие общества.

5. Индивид, личность, индивидуальность.

6. Свобода и ответственность личности в обществе.

7. Общественные отношения.

8. Эволюция средств коммуникации. Коммуникация устная, письменная, печатная и машинно-компьютерная.

9. Средства массовой коммуникации в современном обществе.

10. Понятие ноосферы.

11. Представление об "осевом времени" (по К. Ясперсу).

12. Понятие социальной общности.

13. Социальный институт, его структура и функции.

14. Возрастные общности в социуме. Проблема "отцов и детей".

15. Социальный институт семьи. Семья и брак.

16. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества.

17. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе.

18. Этнос и окружающая среда.

19. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины.

20. Понятия общественно-экономической формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.

21. Социальное понимание и социальное объяснение.

22. Метод структурно-функционального анализа в познании общества.

23. Понятие историзма как метода социального познания, его основные черты.

24. История как действительность общественной жизни.

25. Историософия XX века. Основные подходы.

26. Понятие антропосоциогенеза и его факторы.

27. Понятие цивилизации и процесс ее становления.

28. Основные черты новоевропейской цивилизации.

29. Индустриальное и постиндустриальное общество.

30. Человечество перед лицом глобальных проблем современности.

31. Экологическая проблема, экологический кризис и угроза глобальной экологической катастрофы.

32. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

33. Проблема "конца истории" применительно к новоевропейской цивилизации (Ф. Фукуяма).

 

Философская антропология

 

1. Проблема человека в современной философии.

2. Основные понятия философской антропологии.

3. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ.

4. Человек как творец и творение культуры.

5. Происхождение сознания.

6. Экзистенциальное измерение человеческой жизни.

7. История антропологических учений.

8. Проблема человека в современной культуре.

 

Философия науки

 

1. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

2. Характерные черты и многообразие научного знания.

3. Средства и методы эмпирического познания.

4. Средства и методы теоретического познания.

5. Формы организации науки.

6. Наука в системе культуры.

7. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

8. Неопозитивистская модель развития науки.

9. Концепция развития научного знания К. Поппера.

10. Концепция смены научных парадигм Т. Куна.

11. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

12. Анархизм науки П. Фейерабенда.

13. Эволюционистская модель развития науки.

14. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

15. Взаимосвязь научных и технических революций.

16. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.

17. Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.

18. Проблема классификации современного научного знания.

19. Гипотеза, данные опыта и теория. Структура теории. Типология теорий.

20. Язык науки. Понятия и виды описания. Принцип дополнительности описаний.

21. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.

22. Предсказание (ретросказание) и прогнозирование. Особенности прогнозирования социальных явлений.

23. Проблема математизации науки.

24. Единство знания и проблема критериев выбора теорий.

25. Проблема редукционизма.

26. Проблема причинности. Многообразие причинно-следственных связей.

27. Эволюционизм в современной науке.

28. Ценностные ориентации современной науки.

29. Сциентизм и антисциентизм.

30. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.